Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников" №2 "Теремок" п. Новоорск Новоорского района
Меню сайта

Категории раздела
Лебедева Т.П. [8]
Шаркаева Н.А. [3]
Салмыксова С.Н. [1]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2016 » Январь » 12 » Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Откуда кукла пришла?
15:23
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Откуда кукла пришла?

 

 

 

 

 

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе.

 

Тема: «Откуда кукла пришла?

 (Изготовление русской народной тряпичной куклы)

 

Воспитатель:

 Лебедева Татьяна Петровна,

                                                        I категория,

МДОУ «Детский сад» №2

«Теремок»  п.Новоорск

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

1.Цель: продолжать знакомить детей с традициями, обычаями русского народного творчества.

Задачи:

Познакомить с историей возникновения кукол на Руси;

Научить детей делать народную тряпичную куклу;

Вызывать интерес к изготовлению народной куклы.

Развивать творческое воображение, эстетический вкус; 

Воспитывать искренние чувства любви к Родине, склонность к труду, уважение к русской культуре.

2. Условие реализации: реализация проектной деятельности с детьми старшего возраста  «Русская изба» для знакомства детей с элементами русского народного быта, русской культуры. Занятие по данной теме «Откуда пришла кукла?» помогает детям развивать интерес к народной культуре  и способствует общему развитию, развивает любознательность, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действий. Кроме того, оно требует от ребенка решительности, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера.

3.Место проведения, адресность: проводится в музее «Русская изба» с детьми старшей группы

4.Выразительные средства: для достижения цели и решения задач занятия используется следующий демонстрационный материал:

костюм бабушки Арины, столы, лавки, печь, колыбель, сундучок,  тряпичные куклы: колокольчик, крупеничка, пеленашка, куколка - счастья; лоскутки ткани для изготовления кукол на каждого ребенка; 

-презентация «Русские народные тряпичные куклы»;

-русские народные мелодии в записи.

 

 

 

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная.

Цель: продолжать знакомить детей с традициями, обычаями русского народного творчества.

Задачи:

Познакомить с историей возникновения кукол на Руси;

Научить детей делать народную тряпичную куклу;

Вызывать интерес к изготовлению народной куклы.

Развивать творческое воображение, эстетический вкус; 

Воспитывать искренние чувства любви к Родине, склонность к труду, уважение к русской культуре.

Планируемые результаты: Выражают положительные эмоции ( интерес, радость) при прослушивании мелодии русской народной песни « Как на тоненький ледок», проявляют интерес к народной тряпичной кукле, способам ее изготовления.

Материалы и оборудование: горница - комната оборудованная в русском народном стиле; столы, лавки, печь, колыбель, сундучок,  тряпичные куклы: колокольчик, крупеничка, пеленашка, куколка - счастья; лоскутки ткани для изготовления кукол: три круга с диаметром  25,20,15 см., белая ткань 20*20 см, цветная ткань 20*20 см, синтепон – на каждого ребенка. 

Презентация «Русские народные тряпичные куклы»; русские народные мелодии в записи.

Предварительная работа: Рассказывание детям русской народной сказки  «Василиса Прекрасная»; изготовление куклы « пеленашка»; создание музея «русская народная тряпичная кукла».

Содержание:

Звучит русская народная мелодия, дети входят в комнату. Детей встречает бабушка Арина.

Арина: Здравствуйте,  детушки! Как хорошо, что вы ко мне в гости пожаловали! Рада вас видеть. Проходите в комнату. Посмотрите сколько здесь всего интересного. Как в старину называлась такая комната?

Дети: Горница

Арина: Правильно, молодцы.

Что за диво посиделки на Руси!

Так и хочется и вас, детишек, пригласить.

Вечерком зимой студеной

В теплый дом зайти с поклоном.

Арина: Ребята, а как вы думаете, что такое посиделки?

Ответы детей

Арина: А как вы думаете, чем занимались на посиделках?

Ответы детей

Арина: В старые времена на Руси, как заканчивали крестьяне всю работу на полях, собирались в долгие зимние вечера,  в просторной избе на посиделки, где песни пели, хороводы водили и в игры играли.

Ребята, а вы хотите поиграть?

Проводится народная игра «У Маланьи у старушки»
Правила игры:
Все участники игры становятся в круг и берутся за руки. Идя по кругу, они произносят слова:
У Маланьи, у старушки,
Жили все в одной избушки
Семь сыновей, семь дочерей.
Играющие останавливаются. И на следующие слова выполняют движения:
Вот с такими ушами (показывают огромные уши)
Вот с такими руками (вытягивают руки вперед, показывая длинные руки)
Вот с такой головой (показывают большую голову)
Вот с такой бородой (показывают длинную бороду)
Ничего не ели, все в окно смотрели и делали как?
А вот так… (Называется имя участника, который показывает движение, а все остальные за ним повторяют это движение) Игра проводится 2 – 3 раза.
Арина: А теперь ребятушки сядем рядком, поговорим ладком.

А еще на посиделках мастерили игрушки разные, вышивали и делали кукол из лоскутков ткани. Куклы были разные.  Делали их и взрослые и дети постарше.  Пожалуй, самой любимой в старину была кукла, сделанная из тряпок. В одной крестьянской семье таких кукол могло быть до ста штук. Уже пятилетняя девочка умела сама «свертеть» простую куколку из подходящих лоскутков.

Презентация «Народные куклы».

Куклы – обереги защищали и спасали человека от опасностей.

Куклы игровые – этими куклами играли дети

Куклы обрядовые – этих кукол ставили в избе на видное место, совершали с ними обряды.  

«Зайчик на пальчик».Традиционное детская кукла.

Чтобы ребенок не боялся оставаться один дома, ему изготавливали «дружка» – маленького зайчика на пальчик.

Кукла-оберег «Кувадка». Ее вешали над кроваткой что бы она отгоняла всякие злые силы, оберегала ребенка.

«Пеленашка». Спеленатую куклу  клали младенцу в колыбель, где она была до его крещения, что бы сбить с толку злых духов и принимать на себя все напасти.

  «Колокольчик». Народная куколка-оберег хорошего настроения. Даря куклу колокольчик, желают получать только добрые вести и быть всегда в хорошем настроении.

«Крупеничка». Главная куколка в семье. Крупеничку

наполняли гречкой или пшеницей.

 «Десятиручка». Традиционная народная кукла Десятиручка  имеет много – много рук, что бы все успевать,тогда в доме всегда будет порядок и достаток.

Куколка Счастья – маленькая девочка с длинной косой.

Приносит счастье, здоровье, удачу.

Кукла подружка - плакушка. С этой куклой играли только девочки, меняли ей наряды, заплетали косички.

Арина: Посмотрите, у всех кукол нет глаз, носа, рта. Они безлики. Что это значит?

Дети: Они без лица.

Арина: Безликими их делали специально. Считали,  что в таких кукол не могут вселиться злые силы и навредить человеку.

Арина: А еще на посиделках пели песни и водили хороводы.

Ребята, а вы хотите поводить хоровод?

Звучит русская народная мелодия «Как на тоненький ледок».

Дети водят хоровод, и выполняют музыкально – ритмические движения.

(Дети рассматривают кукол)

Звучит музыка «Как на тоненький ледок»

Дети водят хоровод, и выполняют музыкально – ритмические движения.

Арина: Ребята, и в моей горнице есть куклы, лежат они в этом старинном сундучке. А хотите заглянуть в мой сундучок?

Арина достает куклы. Предлагает детям их рассмотреть.

Арина: Ребята, хотите сами сделать тряпичную  куклу для игры ?

Бабушка Арина приглашает детей сесть на лавки.

Арина: Ну, тогда за работу, для начала разомнём наши пальчики.

Ивану - большому — дрова рубить,
Ваське - указке — воду носить,
Мишке - среднему — печку топить,
Гришке - сиротке — кашу варить,
А крошке Тимошке — песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.

На лоскуток  ткани диаметром 25 см. ложем кусочек синтепона.

 Обвязываем ниткой. Следим, что бы центр не сместился и края юбки были ровными. Круг диаметром 20 см. так же ровно надеваем и закрепляем. Аналогично и третий лоскут. Белый лоскут для лица складываем противоположенными углами к центру. Примеряем сложенный лоскут к голове и закрепляем на шее. Складываем платочек пополам и привязываем кукле на голову. Кукла готова! Арина помогает детям завязывать ниточки, платочки.

Арина: молодцы ребята, хорошо потрудились!

А теперь давайте поиграем с нашими куколками.

 

 

Список литературы:

1. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт.-сост. Косарева В.Н. –Волгоград: Учитель, 2014 .

2. Князева О.Л., М.Д.Маханёва.  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Программа. Учебно-методическое пособие.-СПб:  «Детство – Пресс», 2000 г.

3.Бударина Т.А., Маркееева О.А. «Знакомство детей с русским народным

творчество». СПб, «Детство-пресс»,2001.

 

4.Интернет-ресурсы:

     http://dob.1september.ru.

     http://ivalex.vistcom.

     http://nvobrazovanie.ru

 

 

Категория: Лебедева Т.П. | Просмотров: 376 | Добавил: mdou1novoorsk | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Привет народ! Урвите 5к. руб. без каких либо вложений! Всего лишь вступите в смешной паблик вконтакте https://vk.com/Vash_Pozitiv и сделайте репост закреплённого поста. К тому же поднимете своё настроение, потому, что в нём ежечасно публикуются отличные приколы :-)

Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Январь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Баннеры




Портал «Культура.РФ»

Архив записей


МДОУ №2 Теремок , п.Новоорск, 2017