Учитель — логопед в условиях нашего дошкольного логопункта осуществляет коррекционную логопедическую работу с детьми фонетико — фонематическим недоразвитием речи.
В коррекционном процессе по преодолению ФФНР у детей, коррекционными задачами в условиях дошкольного логопункта являются:
- развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
- совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарата;
- постановка звуков;
- формирование диалогической и монологической форм связной речи;
- закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза;
- развитие памяти, внимания, мышления;
- работа с родителями, воспитателями.
Советы логопеда
Нет повода для беспокойства если:
- физическое развитие малыша соответствует возрасту;
- у ребенка нет никаких неврологических заболеваний;
- ребенок активно общается со знакомыми и родными людьми, но стесняется разговаривать с незнакомыми;
- ребенок охотно повторяет за Вами все, что слышит;
- ребенок решает все свои проблемы с помощью речи;
- ребенок вслушивается в свою речь и старается исправлять свои ошибки сам.
Обратите внимание на развитие ребенка, если:
- ребенку уже исполнилось полтора года, а простых слов , например «мама» или «дом» он не говорит и не понимает простых слов- своего имени или название окружающих предметов: не способен выполнять простейшие просьбы , например «иди сюда», «сядь»;
- если в два года ребенок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторят новые слова;
- если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов, не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поле зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например «дай воды»);
- если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Если говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их;
- если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов).
Если у ребенка есть такие проблемы, обратитесь за помощью к логопеду и в районную поликлинику.
Помощь каких специалистов и когда, может понадобиться ребенку с задержкой речи?
К сожалению, многие родители считают, что задержку развития речи «лечат» логопеды , но логопеды- это педагоги, а не врачи . Они лишь учат ребенка правильно произносить звуки, а этим можно эффективно заниматься лишь с 4-5 лет.
Итак , сначала вам потребуется:
диагностика для выявления причин патологии развития речи;
диагностика слуха (обследование у врача - лор);
для выяснения причин задержки в речевом развитии необходимо обратиться к невропатологу, логопеду, а в отдельных случаях к психиатру и детскому психологу .
С какого возраста начинается работа по преодолению задержек в развитии речи?
- Чем раньше Вы обратите внимание на задержку в развитии речи и начнете заниматься с ребенком, тем быстрее будет положительный результат.
- Невропатологи могут назначить лечение уже с 1 года , если установлена неврологическая патология, которая приводит или может привести к задержке речевого развития .
- Дефектологи начинают заниматься с детьми с 2 лет, они помогают развивать у ребенка внимание , память, мышление , моторику.
- Логопеды — помогают "поставить"звуки, учить правильно строить предложения и составлять грамотный рассказ.
Когда обращаться к логопеду?
Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач.
2-3 месяца. В этом возрасте у ребенка появляется гуление и лепет. Молчание ребенка должно вызывать тревогу у родителей.
9-10 месяцев. Формируется понимание речи взрослых и первые слова. Но в этом возрасте ребенок реагирует не столько на речь взрослых, сколько на ситуацию и интонацию.
11-12 месяцев. Появляется реакция на сами слова, уже вне зависимости от интонации говорящего и окружающей ситуации.
1-1.5 года. Развивается ситуационная речь ребенка. Одни и те же слова могут иметь разный смысл, в зависимости от обстановки. Ребенок часто путает звуки, искажает их.
1.5-2 года. Период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Слова носят уже обобщенный, а не ситуационный характер. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объем речи для подражания. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы.
2-3 года. Формирование грамматического строя речи, накопление словарного запаса (к 3-м годам ребенок уже знает от 300 до 1000 слов). Если к 2.5 годам ребенок не строит фраз, то необходимо обратиться к логопеду.
В период с 3-х до 5-ти лет желательно проконсультироваться у логопеда в любом случае.
В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, однако нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии. Раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно.
К 5-ти годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все звуки речи!
Речь человека развивается всю его жизнь.
Родительское собрание: "Наши пальчики играют - говорить нам помогают"
Семинар-практикум на тему: "Развиваем речь детей и взрослых"
Консультация на тему: "Причины задержки речи у детей"
Презентация "Артикуляционная гимнастика"
Презентация "Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда"
Презентация "Причины речевых нарушений у детей"
Районное методическое объединение логопедов и старших воспитателей«Взаимосвязь логопеда с родителями в работе по повышению результатив ДОУ
Картотека пальчиковой гимнастики
Картотека скороговорок, чистоговорок и стихов для автоматизации и дифференциации звуков
Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе с элементами театрализации. Тема: "Закрепление произношения звука "Л"
Презентация к конспекту 1; Презентация к конспекту 2.