Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников" №2 "Теремок" п. Новоорск Новоорского района
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [7]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

палитра эстетической деятельности


«Палитра эстетической деятельности

 в развитии эмоционально – нравственной культуры»

 

              В данном выступлении раскрывается  значение художественно – творческой деятельности, которая обеспечивает условия максимального расширения границ чувственно – эмоционального самовыражения ребёнка.

         В статье описано значение интегрирования искусств и разнообразных видов художественной деятельности детей.

      Таким образом, искусство, оказывая сильное воздействие на ре­бенка, позволяет развивать психические процессы, необходимые для успешного освоения разнообразных видов деятельности. Механизмом интеграции является именно образ, созданный сред­ствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных ви­дах художественной деятельности:

- театрализованной деятельности - движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;

- изобразительной деятельности - рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм),лепка (форма, объем, пропорции, поза, соот­ношение предметов в общей композиции по величине), аппликация (форма, цвет, композиция) и др.;

- музыке - мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др. 

                                                                                                     

                                                                                                     Районный семинар 2010г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Палитра эстетической деятельности

 в развитии эмоционально – нравственной культуры»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Палитра эстетической деятельности в развитии

эмоционально-нравственной культуры.

 

Часто в нашей жизни приходится переживать незаслуженно неблагодарное отношение к себе, выражающееся в нереализованной потребности понимания себя окружающими. Отметим, что суть обоих терминов (и «отношение», и «понимание») сводится прежде всего к осознанию эмоций – правильному обозначению чувств как своих, так и близких, окружающих нас людей. И, напротив, неосознанность (или несвоевременность осознания) своих эмоций и состояний, настроений других ведет к импульсивности и неадекватности наших действий. Поэтому для родителей и, тем более, воспитателей-профессионалов, одной из важнейших задач стоит развитие чувственной культуры ребенка.

   Культура чувств понимается в психопедагогике широкий спектр осознаваемых и управляемых переживаний, как способность человека соотносить свои желания и потребности с желаниями и потребностями других-родных, близких, друзей, знакомых и просто граждан.

   Противоречия здесь возникают в несвоевременности осознания этих самых переживаний и неадекватности своей реакции на характер воздействия (то же самое возможно отнести и по отношению переживаний окружающих нас субъектов). Очевидно, что чем шире опыт и богаче спектр осознаваемых переживаний, тем больше у человека возможностей к адекватному восприятию и соответствующему пониманию окружающих, тем больше у него возможностей к нравственно-конструктивному действию.

    Педагоги эстетических дисциплин - музыкальной, изобразительной, танцевальной и театральной деятельности – призваны вос-питать)  эмоциональную выразительность человека, его эмоциональную отзывчивость, - способность понимать зык интонаций (как речевых, природных, так и искусственных – музыкальных), язык линий и цвета, композиции и светотеней, язык телодвижений и синтаксический – психодраматический, театральный язык сказок, метафор, мифов, и др. Искусства для педагогической практики должно стать психотренингом прочтения эмоций. Проблема состоит лишь в разработке психопедагогических технологий искусства, позволяющих реализовать такие задачи.

    Сопереживание невозможно без индивидуального опыта переживаний и осознания (узнавания) своих переживаний, состояний, настроений, эмоций и чувств.

    Как не бывает понимания и нравственных поступков вне сопереживания, так не может быть сопереживания без опыта и культуры переживания. Схема развития этих качественных свойств личности очевидно проста: от накопления опыта переживаний индивидом и их осознания (узнавания) человек может переходить к накоплению опыта узнавания и осознания таких (или подобных) эмоций в других людях, что и позволит ему форматировать в себе опыт понимания другого человека.

    Нет ни одного современного музыкально-методического пособия, в котором бы не отмечалось значение музыкальной деятельности в развитии эмоциональной отзывчивости ребенка, его культуры чувств. Сегодня это провозглашается важнейшей задачей личностно-ориентированного эстетического воспитания. Именно «питание» чувственно-эмоционального опыта является главной целью музыкальных видов деятельности: слушания, исполнения и сочинения.

     Чувственно-эмоциональная культура как способность человека к пониманию (рефлексии) системы разноаспектных ценностно-смысловых переживаний обеспечивает возможность сопереживания, сочувствия и возможность форматирования конструктивного управления своими эмоциями и действиями (поведением). Другими словами, чувственно-эмоциональная культура обеспечивает человеку внутренние условия своевременного «считывания», узнавания и понимания потока эмоциональной информации как о собственных переживаниях, потребностях, так и о потребностях и состояниях окружающих субъектов. Причем такая способность сопереживания позволяет человеку понимать и строить систему своих действий (по удовлетворению своих потребностей, своих «хочу») не за счет других, не вторгаясь в личностно значимое «поле» окружающих, но при обязательном учете их потребностей.

      Прагматичность музыкального воспитания для развития и обогащения чувственной, сенсорной культуры человека вполне сопоставима с изучением математики как средства развития рационального мышления, умственных способностей. Л.С. Выготский считал, что воздействие искусства на социально обусловленные чувства человека можно сопоставить с воздействием науки и техники на умственно-рациональное развитие человека.

      Однако в силу своей абстрактности (именно в этом смысле музыка вполне сравнима с математикой) усвоение музыкально-чувственной информации требует предварительной подготовки, «проработки» переживаний на наглядно-действенном (тактильно-кинестетическом) и наглядно-образном (визуальном) уровне восприятия в соответствии с функциями органов чувств – каналов усвоения эмоциональной информации. Кроме того, необходимо понимать, что у каждого индивида система восприятия невербальной информации характеризуется различными сочетаниями восприятия: визуального, аудиального, тактильно-кинестетического, а также обонятельных и вкусовых рецепторов. Для педагогической практики это соображение имеет определяющее значение при построении технологий психотехник эстетического образования

      Сотрудниками лаборатории психолого-педагогических исследований ТвГУ была предпринята попытка разработать такой цикл эстетическо-лингвистических занятий для дошкольников, который строился бы, прежде всего, на условиях психологического обеспечения практики эстетического воспитания.

      Известно, что центральной характеристикой музыкальности принято считать эмоциональную отзывчивость человека на интонационное – предмузыкальное – и музыкальное воздействие( Л.С. Выготский, Б. М. Теплов, К. В. Тарасова и др.). Под эмоциональной отзывчивостью мы понимаем способность личности к соответствующему (конгруэнтному) переживанию музыкального содержании и ценностно-смысловому осознанию (рефлексии) своих ассоциаций и мыслеобразов в процессе восприятия, исполнения и сочинения музыки. Трехмерная модель эмоционального состояния (переживания) человека предусматривает проявление:

1)     Направленности переживания: позитивного или негативного;

2)     Активности, т.е. степени выраженности состояния: слабо, умеренно, сильно;

3)     Насыщенности, т.е. дифференцированности, детализации, разработанности оттенков, нюансов состояний, определяющих творческий характер мыслеобраза.

 

Эстетическо-лингвистический цикл занятий в комплексе  дополнительного дошкольного образования строится на основе следующих принципов:

1.               Учет важнейшей возрастной особенности дошкольников – сензитивности – высокой чувствительности, прежде всего, к воздействиям невербального (бессловесного выражения) характера.

Здесь для нас важно  было переосмыслить не дидактическое (чему обучать), а, прежде всего, психологическое (что развивать) содержание и направленность деятельности педагогов эстетического цикла. Таким содержательным дром является развитие у ребенка его опыта эмоциональной отзывчивости на широкий спектр невербальных влияний. Только при соблюдении этого условия эстетический цикл  занятий способен выполнять базовую роль в дошкольном воспитании. Ибо вне достаточного личностного опыта чувственной культуры заниматься развитием мотивационных и когнитивных компонентов мышления ребенка хотя формально и возможно, но, очевидно, малоэффективно.

Эстетические виды деятельности должны соответствовать психологическим  особенностям функционирования органов чувств – каналов восприятия. Лишь в этом случае возможна реализация развивающей функции искусства в накоплении личностного опыта осмысления и самовыражения личности в репрезентации:

. визуальной информации цвето-светолинейных композиций (изобразительная деятельность);

. интонационно-аудиальной информации (музыкальная деятельность);

. телесно-ориентированного информационного потока – опыта ощущений тактильно-кинестического характера (танцевальная и физиолого-кинезиологическая деятельность).

 

2.               Исходя из положения возрастной психологии о том, что процесс восприятия и самовыражения у дошкольников всегда системно-образный (психологи-музыканты говорят «синестетический»), то проведение занятий эстетического цикла (музыкальных, художественных и пластических) дифференцированно мы считаем педагогической ошибкой. Занятия эстетического блока должны быть организованы в синтезе, комплексно, в едином тематическом и временном пространстве. Только в этом случае появляется возможность восприятия и воспроизведения (самовыражения) ребенка без ущерба для его познавательных потребностей и психоэнергетических возможностей.

Появляется возможность успешного разрешения практически любого для ребенка внутриличностного или межличностного  конфликта за счет психологически грамотного взаимодействия двух педагогов. Стиль общения педагогов тоже разный, но и здесь грамотное использование стилистических особенностей педагога-партнера (в зависимости от складывающихся педагогических ситуаций) позволяет специалистам без больших энергетических затрат вовлечь детей в разнообразные виды эстетической деятельности.

Связующим (центральным) звеном такой деятельности будет расширение спектра индивидуального опыта осознания эмоционально-чувственных переживаний:

                   Таблица

Ключевое понятие

Его дифференциация

гордо

Важно, величественно, парадно, значительно, внушительно, огромно, громадно, монументально, пышно, весомо, торжественно…

ликующе

Блестяще, восторженно, ослепительно, феерично, восхитительно, потрясающе, стремительно, огненно, бурно, азартно…

гневно

Свирепо, агрессивно, дерзко, жестоко, чудовищно, яростно, злобно, коварно, мерзко, ехидно, вероломно, ненавистно…

скорбно

Угрюмо, тяжело, подавленно, траурно, мрачно, горестно, заунывно, безысходно, безутешно, сиротливо, тягостно…

спокойно

Органично, гармонично, мирно, созвучно, размеренно, цельно, чисто, открыто, естественно, блаженно, просто, красиво, ясно, мудро…


Чувственно-эмоциональный


Чувственно-эмоциональный опыт:

-  восприятие музыки

- изодеятельность

- музыкальное движение

Специально отметим, что прекрасным методическим инструментом, который мы используем для формирования опыта осознания детьми своих ассоциативных переживаний и мыслеобразов, является методический комплект А.А.Иванова «Мы рисуем музыку».

Художественно-творческая деятельность обеспечивает условия максимального расширения границ чувственно-эмоционального самовыражения ребенка. При этом нет жестко-дидактической «привязанности» переживаний индивида к конкретному виду эстетической деятельности: ребенок вправе сам выбрать (в соответствии с особенностями своей модальности восприятия, характером своей репрезентативной системы) способ самовыражения – двигательный или художественный.

Принципиально важное значение имеет игровая форма вовлечения ребенка в двигательную (возможно еще не танцевальную) или художественную (возможно еще не изобразительную) деятельность самовыражения.

По сути, от педагога требуются навыки арт-терапевтической  организации занятий (которые носят профилактический характер), мы называем их арт-педагогическими. В нашей программе по ритмопластической деятельности успешно применяется методический комплект А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика», который легко модифицируется  в телесно-пластический тренинг осознания самоощущений. Занятия художественной самодеятельностью строятся на основе арт-терапевтического подхода и проективных психотехник рисуночного самовыражения детей. Музыкальные занятия в значительной мере опираются на разработки А.А.Иванова по предмузыкальной и собственно музыкальной деятельности детей. Звуки выполняют, прежде всего, стимулирующую роль в актуализации индивидуального опыта переживаний. При этом важнейшее значение имеет опыт ребенка в осмыслении предмузыкальных звучаний (звуков природы и театральных шумов), где наряду с традиционным предъявлением музыкальных эталонов формируются умения соответствующего интонационного восприятия (слушания), исполнения и сочинения.

 3. Педагогический анализ индивидуальных особенностей детей является обязательным требованием к профессиональной деятельности педагогов эстетического цикла. Диагностика проводится как в начале, так и в процессе занятий для того, чтобы понимать динамику развития психоэмоционального опыта ребенка. Знание психоэмоциональных особенностей ребенка (гиперактивности или чрезмерной чувствительности, плаксивости, легкой возбудимости, импульсивности или инертности, эмоциональной заторможенности и т.п.) позволяет педагогам продуктивно модифицировать содержание и форму проведения занятия в соответствии с индивидуальными свойствами и характерологическими качествами формирующейся личности.

Таким образом, психологическое сопровождение занятий эстетического цикла позволяет решить главную профессионально-педагогическую задачу: обеспечить условия позитивного психоэмоционального развития ребенка, накопить у него опыт эмоциональной отзывчивости на различные воздействия, заложить прочную основу для формирования конструктивных взаимоотношений и, на этой основе, продуктивного эмоционально-нравственного развития.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: mdou1novoorsk (06.02.2012)
Просмотров: 608 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Баннеры




Портал «Культура.РФ»


МДОУ №2 Теремок , п.Новоорск, 2017